«Трогательная» история

27 июня во многих странах мира отмечается Международный день слепоглухих. Это дата рождения Хелен Келлер – всемирно известной американской слепоглухой, писателя, лектора, политического деятеля. Хелен стала первым слепоглухим человеком, получившим в университете степень бакалавра. Ей удалось преодолеть трудности, вызванные одновременным нарушением слуха и зрения, написать более десятка книг, стать активистом и филантропом. Написав автобиографическую книгу «История моей жизни», она привлекла внимание общества к проблеме незрячих и глухих. С 1980 года 27 июня стали отмечать в США как День Хелен Келлер, а позднее этот день стал отмечаться во всем мире как Международный день слепоглухих.

В России вновь стали уделять внимание этой категории граждан. Мир слепоглухого человека ограничен — буквально на расстоянии вытянутой руки, но в наших силах расширить эти границы восприятия и общения. И мы: специалисты регионального кабинета по сопровождению детей с одновременным нарушением слуха и зрения, функционирующего на базе ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», совместно с сотрудниками Воронежского областного краеведческого музея — предприняли попытку сделать это. Две воронежские семьи, воспитывающие детей с бисенсорными нарушениями, были приглашены на необычную выставку краеведческого музея. Среди специальных обзорных экскурсий по экспозициям краеведческого музея в рамках проекта «Доступный музей» — одна совершенно необычная. Эксклюзивность её в том, что она доступна для детей и взрослых, воспринимающих окружающий мир по-особому.

Непривычно находиться в зале музея, где нет предупреждающих надписей: «Экспонаты руками не трогать!». Само название выставки тактильных экспонатов говорит само за себя «Трогательная история». Одиннадцать тактильных макетов – экспонатов можно увидеть «пальчиками». Они сопровождаются тактильными этикетками: текст напечатан на кириллице, выполненной тактильно-выпуклыми буквами, а также продублирован специальным рельефно-точечным шрифтом Брайля. Среди макетов — произведения скульптурного искусства и живописи. Доступный и яркий рассказ экскурсовода об объектах выставки, сопровождающий наше посещение музея, дополнил наши впечатления, полученные от картин и скульптурных элементов. Дети активно интересовались экспонатами, предложенным нашему вниманию, и подолгу изучали картины, статуэтки и представленные части скульптурных памятников. Наша группа получила много положительных эмоций от эстетического восприятия произведений искусства в такой необычной доступной для всех форме.

Мир прекрасен и удивителен … для всех!