Нацпроект «Образование»: в специальных школах страны обновляется инфраструктура

ЦППМСП > Blog > Новости > Нацпроект «Образование»: в специальных школах страны обновляется инфраструктура


Дети с особыми образовательными потребностями, которые учатся в специальных школах, нуждаются в применении особых методик и технологий обучения и воспитания, использовании специализированного учебного оборудования и программно-методического обеспечения.

Также немаловажный аспект для получения качественного доступного образования – современная доступная архитектурная среда.

Само образование должно быть профессионально ориентированным, давать возможность получить трудовые навыки, связанные с будущей профессией, специальностью.

Общее образование обучающихся с особыми образовательными потребностями может быть организовано как в отдельных образовательных организациях (специальных школах), так и совместно со сверстниками – в инклюзивном формате.

Для сохранения и развития сети коррекционных школ с 2019 года в рамках национального проекта «Образование» реализуется мероприятие по поддержке образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, посвященное созданию современных условий для обучения и воспитания через обновление инфраструктуры отдельных образовательных организаций.

Министерство просвещения планирует, что специальные школы, помимо обучения детей, будут выполнять функции учебно-методических (ресурсных) центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных (инклюзивных) организаций, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям.

«Вестник образования» Минпросвещения России публикует мнения участников реализации мероприятия – директоров школ, руководителей и специалистов региональных органов управления образованием.


Альбина БЫСТРОВА

директор школы-интерната № 7 поселка Большое Исаково Калининградской области, победившей в номинации «Лучшее развивающее пространство учебной мастерской»

Приобщение к творчеству – наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей детей с интеллектуальными нарушениями. При этом важно создать для наших учеников такую образовательную среду, которая не только сохраняет, но и укрепляет их здоровье, подстраиваясь под возможности каждого ребенка, помогая ему чувствовать себя увереннее.  

В нашей школе с 2020 года в рамках мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» создан образовательный центр «ПРОФиМАСТЕР» для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Он объединяет мастерские-лаборатории «Чистодел. Клининговые услуги», «Школа шитья и дизайна домашнего интерьера», лаборатория растениеводства и ландшафтного дизайна, модернизированную лабораторию деревообработки. При планировке различных помещений мы учитывали возможности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, также использовали мобильную мебель, чтобы легко трансформировать пространство под разные виды деятельности детей.

Например, в лаборатории растениеводства и ландшафтного дизайна созданы такие условия, чтобы дети с инвалидностью учились ориентироваться в растениях для открытого грунта, подбирать деревья, кустарники и цветочные культуры для создания цветников, использовать агротехнические приемы посадки, выращивания и ухода за декоративными растениями. Мастерская ориентирована на обучение детей с умственной отсталостью профессиям растениевода, рабочего зеленого хозяйства и строительства, рабочего по благоустройству населенных пунктов, садовника, садовода, цветовода.

В творческой мастерской «Школа шитья и дизайна домашнего интерьера» девочки обучаются тому, как сделать дом удобным, стильным и уютным. Мастерская «Чистодел. Клининговые услуги» ориентирована на обучение профессиям сферы обслуживания – уборщика производственных и служебных помещений, кухонного рабочего, подсобного рабочего, уборщика территории, рабочего сферы бытовых услуг.

Таким образом, у нас получилось создать условия для комфортного обучения детей с особенностями развития, учитывая функционирование центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, реализуя адаптированные общеобразовательные программы. Наш проект – огромная поддержка для профориентационной работы с такими детьми: после учебы они могут найти работу, имея хорошие знания и практические навыки, и чувствовать себя увереннее.  
 



Сергей ДРУГОВ

директор Брасовской школы-интерната Брянской области, победившей в номинации «Лучший кабинет для коррекционно-развивающих занятий»

В нашей школе сейчас обучаются 56 учеников – это дети со всей Брянской области, в основном из сельской местности, это большая ответственность. К нам же приходят и те, кто переезжает из других регионов. И новое оборудование – хорошее подспорье в работе учителя-логопеда, которое поможет гораздо лучше корректировать недостатки в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, адаптировать их к современной жизни. Коррекционно-развивающий аппарат, программное обеспечение, специальные игры для решения определенных проблем с речью ребенка позволят нам помогать детям исправить ошибки в произношении звуков, научить их не бояться говорить в легкой игровой форме. Наша задача – чтобы детям было интересно и они не стеснялись.

 

Отмечу, что мы работаем вместе с родителями, при желании они присутствуют на занятиях: так мы все вместе работаем на результат, чтобы ребенок чувствовал себя увереннее. 

Наш педагог-логопед – один из лучших в районе, она с полной отдачей включилась в изучение возможностей нового оборудования, для нее это большой стимул для повышения квалификации. Планируем и сами осваивать новые методики, и приглашать коллег из других школ перенимать опыт. 

Отмечу, что победа в конкурсе – результат большой работы всего коллектива нашей школы (особенно руководителя логопедического кабинета – учителя высшей категории Галины Петровны Манушиной), Департамента образования и науки Брянской области. Все мы благодарим Министерство просвещения России за средства, предоставленные нашей школе для приобретения оборудования. Выбирая его, мы тщательно промониторили отзывы, советовались с экспертами, чтобы купить максимально качественное оборудование для наших воспитанников. В помещениях, где планировали разместить новую технику, сделали капитальный ремонт, чтобы создать удобные условия для занятий.  
 



Ирина МАЛИКОВА

директор Бобровской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Воронежской области, победившей в номинации «Лучший развивающий класс»

Мы комплексно подходим к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и для улучшения работы приобрели оборудование как для помещений психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы (оборудование для кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, диагностические комплекты, коррекционно-развивающие и дидактические средства обучения), так и для учебных кабинетов и мастерских. 

Мастерская столярного и слесарного дела, а также работ по обслуживанию зданий оборудована так, что в ней удобно проводить занятия и коррекционно-развивающую работу с детьми с нарушениями слуха. Получение трудовых навыков вместе с другими детьми помогает активизировать речевую активность и умственную деятельность наших детей, формировать у них интерес к труду, развивает техническое мышление и творческие способности. 

Мастерская «Поварское дело» – это кафетерий с открытой кухней. На занятиях дети с нарушениями слуха изучают технологию приготовления пищи, сервировку стола, культурное поведение за столом, получают представление о профессиях повара и официанта.

Кабинет автодела оснащен учебными пособиями, тематическими стендами, экранно-звуковым оборудованием, макетами деталей автомобиля. Программа кружка «Автодело» направлена на формирование культуры поведения на дорогах, а также на предпрофессиональную подготовку водителей.

Учитывая специфику образовательного учреждения, мы обновили оборудование в компьютерном классе. Сейчас практически каждый школьник с нарушениями слуха может при направляющей деятельности учителя принять участие в любой интернет-олимпиаде.

Каждый обновленный учебный кабинет превратился в новое образовательное пространство с современным дизайном, многофункциональной мебелью, необходимым оборудованием, которые значительно расширяют возможности каждого педагога и каждого ребенка. Теперь один класс – это и творческая лаборатория, и место создания группового или индивидуального проекта, и студия профориентации. Комплекты для проведения исследований, новейшие мультимедийные комплексы для уроков сделали образовательный процесс увлекательным, освоение сложных предметов доступным и интересным для ребят с нарушениями слуха, а также стимулировали педагогов к поиску и применению современных образовательных технологий. 
 



Елена КЛОЧКОВА

директор Красноярской школы № 5 Красноярского края, победившей в номинации «Лучшее развивающее пространство школы»

Наша школа обучает детей с интеллектуальными нарушениями. Контингент разнообразный: много воспитанников из-за особенностей развития обучаются в основном на дому, часть – в психоневрологических интернатах. И мы стараемся сделать все возможное, чтобы помочь им адаптироваться к жизни, получать знания и навыки в удобном для них формате. Большое внимание мы уделяем тому, чтобы подготовить их к получению рабочих профессий. Поэтому целью проекта было оснастить современным оборудованием в первую очередь трудовые мастерские. Всего у нас 11 мастерских, для начала мы выбрали те, где дети получают навыки, нужные для наиболее востребованных сейчас в Красноярске рабочих профессий, таких как маляр, штукатур, слесарь, столяр, специалист швейного дела. 

Понимая, что образовательный процесс для нашей категории детей невозможен без специального психолого-педагогического сопровождения, мы оснастили универсальный кабинет для специалистов, где дефектологи, логопеды, психологи могут работать с детьми в комфортных условиях, задействовав ресурсы, которые им необходимы. Отмечу, что эти специалисты не только помогают детям осваивать школьную программу, но и готовят их к будущей профессии. 

В нашей школе мы превратили переход между двумя корпусами школы в коррекционно-развивающее пространство. Оно многофункционально: здесь дети могут заниматься творчеством, спортом, общаться, играть, работать с педагогами. Также тут можно проводить мастер-классы, образовательные мероприятия. У наших детей много проблем с коммуникацией, и как раз здесь мы создали им условия для общения. Отмечу, что на занятия в таком пространстве мы теперь можем привозить детей, которые обучаются дома, что очень помогает их социализации. Это пространство даст нам возможность не только для реализации собственных идей, но и позволит по-другому строить отношения с нашими партнерами и проводить совместные мероприятия. 

Появление такого коррекционно-развивающего пространства и оборудования для мастерских стало стимулом для повышения квалификации наших педагогов: вместе с ними мы составили детальную программу развития школы, которая предполагает и получение новых компетенций учителями. Каждый из них знает, какое современное учебное оборудование какую проблему каких детей поможет решить и чему надо дополнительно научиться самому педагогу, чтобы по максимуму использовать возможности этого оборудования. Ведь сейчас появилось, например, много станков, о которых раньше и не слышали. Какие-то из них подойдут для работы всех детей, а какие-то сконструированы специально для детей, которые могут выполнять только одну операцию, и для нас это важно, учитывая, что дети у нас с разными нарушениями развития. И педагоги еще на этапе выбора внимательно изучили все особенности нового оборудования, программы, которые используются в его работе, прошли курсы повышения квалификации, плюс мы ездили для консультаций в учреждения профессионального образования.    
 



Васса ХОМЯКОВА

эксперт по дизайну образовательной среды в ходе реализации мероприятия по поддержке образования обучающихся с ОВЗ федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

Один из главных этапов реализации мероприятия по обновлению инфраструктуры школ для детей с ОВЗ – не просто оснащение их новым оборудованием и внедрение современных учебных программ в работу учебных  мастерских, но и переосмысление самой образовательной среды. Ведь современные подходы к образованию требуют и современного дизайна. Под дизайном подразумеваются не просто цветовые решения стен и какие-то красивые картинки в интерьере, а в первую очередь комфортное функциональное образовательное пространство. Решить такую задачу сложно даже людям с соответствующим образованием.

Поэтому в помощь участникам проекта, администрации образовательных учреждений Министерство просвещения совместно с Институтом коррекционной педагогики РАО разработало Руководство по дизайну образовательного пространства. В руководстве предложены различные решения и идеи, которые позволяют переосмыслить подходы к дизайну помещений школы в соответствии с современными требованиями и с учетом концепции обучающего пространства. В руководство вошли исключительно общепринятые практики в дизайне образовательной среды, описанные доступными терминами с примерами на различный бюджет и ситуации. Также руководство ежегодно дополняется новыми удачными находками и самих участников мероприятия.

Важным инструментом реализации мероприятия по обновлению инфраструктуры специальных школ является конкурс «Доброшкола». Все школы – участники мероприятия в обязательном порядке участвуют и в конкурсе.
 
Конкурс стимулирует участников находить наилучшие решения для образовательной среды, привлекать дизайнеров, студентов художественных вузов своего региона. Практика привлечения студентов особенно поощряется. Так, в проект вовлекается больше образовательных организаций, студенты получают бесценный опыт и возможность проявить себя. 

Прежде чем приступать к ремонту помещений, конкурсанты присылают дизайн-проекты оператору проекта. Мониторинг проектов позволяет понять, в правильном ли направлении движется конкурсант и, возможно, кому-то нужна помощь или советы. Главная задача конкурса – чтобы хорошо получилось у всех. Это очень важно. Таким образом, конкурс, во-первых, стимулирует самих участников сделать лучше, а во-вторых, помогает оператору проекта контролировать ремонтные работы на всех этапах.

В финале конкурса участники – а их каждый год около 130 – показывают, что у них получилось, и мы выбираем наиболее удачные варианты. Призовые места получают лучшие проекты. Участники дружат между собой и обмениваются опытом. И это очень важный результат.

Таким образом, национальный проект «Образование» позволяет включить представителей специальных школ и регионов в переосмысление школьных интерьеров, дает старт содержательным изменениям образовательного процесса. Такая работа вдохновляет всех.

Источник