Под пристальным контролем. Как обучают детей с ОВЗ в Воронежской области

ЦППМСП > Blog > Новости > Под пристальным контролем. Как обучают детей с ОВЗ в Воронежской области

Благополучность и цивилизованность любого социума определяется в том числе и его отношением к людям с ограниченными возможностями здоровья. Какая работа ведется в этой сфере в Воронежской области – в нашем материале. 

«Нашли подход к ребенку»

«Моего ребенка приняли в тот момент, когда другие посчитали очное обучение невозможным и предложили обучение на дому. В сложное время адаптации у педагогов находились силы, желание и возможности не только искать подход к дочке, но и оказывать поддержку мне самой, ведь, увы, она мне тоже была необходима, — рассказывает нашим корреспондентам мама ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата. — Отдельное спасибо администрации школы за те прекрасные условия, которые здесь созданы: постоянное обновление развивающего оборудования, планомерный ремонт помещений, прекрасное благоустройство прилегающей территории».

Эта история, рассказанная всего в нескольких фразах – одна из многих страниц летописи, которую вот уже более 55 лет ведут в «Воронежском центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции».

Данное учреждение – единственная образовательная организация в Воронежской области, в которой не только обучают детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но и системно занимаются коррекцией, оздоровлением и адаптацией.

Фото: Воронежский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции

По последним данным в 2020 году более 6000 детей с ограниченными возможностями здоровья получают дошкольное и школьное образование в регионе. Из них детей с нарушением опорно-двигательного аппарата более 400 человек.

Работать с детьми, страдающими от подобного недуга, непросто. К слову, детский церебральный паралич – это на сегодняшний день самая большая и самая изученная категория нарушений опорно-двигательного аппарата. В нее включают детей, в том числе, с последствиями полиомиелита, миопатией, недоразвитием и деформацией конечностей. Больных дифференцируют по степени тяжести нарушений: при тяжелой либо умеренной стадии болезни люди, либо не могут двигаться вовсе, либо перемещаются на небольшие расстояния, но все равно нуждаются в помощи. При легкой стадии течения ДЦП они могут сами себя обслуживать, однако движения их скованы и неловки.

Детский церебральный паралич влияет не только на моторику: таким больным тяжело разговаривать, стесняясь этого, они стараются разговаривать короткими экономными фразами, не привлекая к себе излишнего внимания. Они слабо ориентируются в пространстве, постоянно отвлекаются, плохо усваивают пройденный материал, нервозны, излишне эмоциональны.

В «Воронежском центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции» с такими детьми работают давно и уже накопили богатый опыт. Ежегодно здесь обучают и оказывают разного рода помощь в среднем 170 детям с ограниченными возможностями здоровья. Причем реабилитация и адаптация идет сразу по нескольким направлениям.

В структурном подразделении «Лекотека», которое существует в учреждении с 2012 года, обеспечивают психолого-педагогическое сопровождение детей-дошколят с нарушениями развития. Работа с такими ребятами начинается с двухлетнего возраста – именно в этот период закладывается фундамент социализации, формируются предпосылки к учебе, активно стартует развитие личности. Свои усилия в данном направлении объединяют педагоги-психологи, логопеды и дефектологи. Вместе с детьми здесь учатся и их родители, обогащая свои знания в сфере педагогики и психологии.

Когда ребенок уже готов к учебе, его переводят на следующий этап, в отдел общего образования. Конечно, программа здесь не стандартная — школьная, а особая – адаптированная. Если быть точным, то в «Воронежском центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции» таких программ сразу 9.

Помимо обучения каждого ребенка воспитывают и готовят к жизни в обществе – расширяют кругозор, прививают любовь к искусству и посильным занятиям спортом, водят в театры и кино, привлекают к участию в творческой самодеятельности. Изучение правил дорожного движения, уход за растениями и животными, освоение основ фотодела – воспитанникам некогда скучать. Не оставляют их без внимания и за стенами учреждения: семьям, оказавшимся в сложных ситуациях, оказывают и психологическую и юридическую поддержку.  

В «Воронежском центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции» работает и медико-оздоровительный отдел. Он оснащен самыми современными тренажерами для занятий лечебной физкультурой. Проводятся сеансы лечебного массажа и физиотерапии, поправить здоровье можно и в специальной шунгитовой комнате.

Опека над выпускниками продолжается и после окончания обучения.

«Принимая во внимание проблемы профессиональной ориентации таких детей, а также вопросы социальной адаптации выпускников, с 2017 года в структуре центра функционирует отдел дополнительного образования и профориентации, где ребята, уже закончившие школьное отделение центра, могут еще два года заниматься по дополнительным общеобразовательным программам»,  — рассказывает директор КОУ ВО «Воронежский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Марина Игнатова.

Фото: Парус надежды

Комплексная работа

Похожая работа ведется и в «Областном центре реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус надежды». Здесь больными детским церебральным параличом также занимаются комплексно. Одним из важных направлений является программа ранней помощи, призванная минимизировать отклонения в развитии каждого воспитанника и провести профилактику инвалидности. С этой целью в центре начинают реабилитацию ребят в самом раннем возрасте.

К примеру, в рамках программы «Портаж» с помощью многократных повторений какого-либо действия ребенок постепенно учится, развивается и приобретает ранее недоступные жизненно необходимые навыки.

Активно используются дистанционные технологии, работает программа домашнего визитирования (выезд непосредственно в семью педагога-дефектолога, логопеда и психолога).

Огромное внимание уделяется творческому развитию личности: этому способствуют уроки в гончарной мастерской, бисеро- и лозоплетение, художественная резьба по дереву, скрап-букинг, вышивание и шитьё,  изготовления игрушек из папье-маше, валяние и декорирование. Ребята успешно выступают на праздничных концертах, принимают участие в конкурсах, фестивалях, благотворительных марафонах не только в Воронеже, но и других российских городах.

«Мы обратились за помощью в Центр, когда ребенку был 1 год, — рассказывает одна из мам. — По результатам диагностики нам составили индивидуальную программу комплексной психолого-педагогической реабилитации. Первой ее ступенькой стала программа ранней помощи, где ребенка вовремя обучили навыкам, необходимым в повседневной жизни – передвигаться, поддерживать эмоциональный контакт и правильно взаимодействовать. С 3 лет мы «шагнули» на следующий уровень — начали посещать психолога, логопеда, инструктора по физической культуре. Параллельно занимались спортом и творчеством. А сейчас нас уже включили в программу по адаптации к школьному обучению. Спасибо команде специалистов за профессиональную помощь и поддержку».

Специалисты центра подчеркивают, что все программы, реализуемые в учреждении, родители таких ребят должны продолжать проходить и дома, закрепляя и улучшая приобретённые навыки. Без такого тандема положительный эффект от работы был бы куда слабее. И вышеупомянутая история – прекрасный пример такой совместной работы.

«Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, — рассказывает руководитель АУВО «Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус надежды» Ирина Петрова. — В 2011 году «Парус надежды» в прямом смысле сделал шаг навстречу семьям с детьми, нуждающимися в реабилитации: на базе центра появилась социальная гостиница на 28 мест. Это позволило нам принимать у себя более 200 дополнительных семей из самых отдаленных уголков региона. Кроме того, специалистами центра для реабилитации детей были созданы "Сенсорный сад", комната сенсорной интеграции и эрготерапии. Мы смело можем гордиться проделанной работой, так как открыли у себя их первыми. Это позволяет коллективу апробировать новые методики, в том числе, элементы сенсорной интеграции».

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Подготовка к следующей ступени

Таким образом, подобные центры закладывают добротную базу для следующей ступени развития ребенка – социальной интеграции.

«Кроме возможности получить доступное качественное образование в учреждениях коррекционного типа, у каждой семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии, есть возможность обучаться в обычном детском саду или в общеобразовательной школе рядом с домом, там, где созданы для этого специальные образовательные условия. Российское законодательство гарантирует это право, но выбор формы образования остается за родителями, — рассказывают в региональном департаменте образования. — Важно понимать, что инклюзивное образование, при котором ребенок с нарушениями в развитии «включается» в среду своих сверстников, должно приносить пользу не только детям с особыми образовательными потребностями, но и детям, не имеющим ограничений по здоровью, создавать условия для формирования инклюзивной культуры, воспитывать терпимое и бережное отношение к различиям между людьми как в отдельно взятой образовательной организации, так и в обществе в целом. Уже в дошкольном возрасте дети понимают, как можно помочь своему сверстнику и почему это необходимо сделать. Таким образом, инклюзия становится мощным воспитательным фактором для всех участников образовательного процесса».

С 2011 года на территории Воронежской области в рамках мероприятий государственной программы «Доступная среда» в 215 образовательных организациях реализованы комплексные мероприятия по созданию универсальной развивающей безбарьерной среды. Свыше 280 млн. рублей было выделено на закупку специального учебного, коррекционного, реабилитационного и необходимого компьютерного оборудования. Кроме того, проведены строительные работы по устройству пандусов, расширению дверных проемов, замене напольных покрытий, демонтажу дверных порогов, установке подъемных устройств и т.д.

Об алгоритме сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья рассказывает директор государственного бюджетного учреждения Воронежской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Ольга Недорезова:

«Именно к нам обращаются родители детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и другими особенностями развития, когда не могут определиться с образовательным маршрутом их ребенка. Мы знакомим семью с возможными вариантами получения образования: в образовательной организации или вне ее, то есть — семейное образование, коррекционная образовательная организация или инклюзивная школа, очная или заочная форма. Определяем образовательные организации, расположенные удобнее всего к месту жительства семьи, пытаемся проанализировать их возможности принять ребенка с точки зрения уже имеющихся там специальных образовательных условий или необходимости их создания. Специальные образовательные условия, в том числе архитектурная доступность (лифты, пандусы, широкие дверные проемы и т.д.), уже созданы во всех новых, недавно построенных школах и детских садах и в образовательных организациях, принимавших участие в реализации государственной программы «Доступная среда», там, где уже учатся или учились ранее дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Идеи инклюзивного образования реализуются на практике все большим числом педагогических коллективов воронежских школ и детских садов, готовых к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, а задача нашего Центра — организационно, методически сопровождать ребенка, его семью, школу, педагогов».

Конечно, своевременная финансовая помощь и поддержка государства — один из ключей к успеху в реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Но не менее важной является деятельность педагогических коллективов, направленная на формирование ситуаций успешности каждого обучающегося. Кроме того, необходимость проектировать и создавать специальные образовательные условия дает педагогам уникальный опыт, позволяет приобрести педагогические универсальные компетенции. Педагоги общеобразовательных организаций Воронежской области могут получить комплексную информационно-методическую поддержку по вопросам получения образования детьми с  нарушениями опорно-двигательного аппарата у специалистов КОУ ВО «Воронежский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», являющегося региональным оператором по нозологии – региональным ресурсным центром. Налаженное взаимодействие между учителями, специалистами психолого-педагогического сопровождения инклюзивных образовательных организаций и коррекционных учреждений способствует профессиональному росту педагогов и наиболее полному и гармоничному развитию потенциала детей с особыми образовательными потребностями.

Источник