Образование без ограничений. Как обучают детей с нарушениями слуха

ЦППМСП > Blog > Новости > Образование без ограничений. Как обучают детей с нарушениями слуха

Образование без ограничений. Как обучают детей с нарушениями слуха

В Воронежской области живут 317 детей с нарушениями слуха. Часть из них обучается инклюзивно – то есть ходит в общеобразовательные школы. Но некоторым ребятам требуется чуть больше усилий, чтобы получить хорошее образование и влиться в общество. Для таких работают специальные коррекционные заведения. Сегодня их посещает 251 школьник.

В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» Воронежская область, как и другие регионы РФ, получает поддержку в организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. За счет федеральной субсидии можно обновить материально-техническую базу в коррекционных школах, чтобы процесс обучения стал более интересным и эффективным. Так, воронежская школа-интернат № 6 для обучающихся с ОВЗ, где воспитываются 120 детей, получила в качестве поддержки 3,85 миллиона рублей, а Бобровская школа-интернат и Павловская школа-интернат – по 7,8 миллионов рублей.

О том, как организована коррекционных школ для детей с нарушениями слуха и как они преображаются с помощью нацпроекта «Образование», читайте в нашем материале.

От первых букв до первой профессии

Истоки Павловской школы-интерната относятся еще к довоенным годам. В 1932 году в Павловске организовали школу для плохо видящих и плохо слышащих детей. Сначала здесь училось всего пять глухих ребят и один класс — слепых. Сегодня в школе-интернате получает образование 41 воспитанник с нарушениями слуха, а объединение учителей индивидуальной работы состоит из 14 специалистов, пять из которых имеют высшее специальное образование, остальные прошли переподготовку с присвоением квалификации «Учитель-дефектолог (сурдопедагог)».

Специальные образовательные программы помогают ребятам развивать слуховое восприятие и формировать правильную словесную речь. Образование идет непрерывно – от дошкольного до общего с возможностью дальнейшего обучения в средних и высших учебных заведениях. Фактически каждый ученик получает индивидуальный подход с учётом уровня его слухоречевого развития, познавательных процессов, личностных особенностей и условий воспитания вне школы.

За последние годы здесь создали уникальную образовательную среду, которая способствует реализации возможностей детей с нарушенным слухом и их успешной дальнейшей социальной адаптации. Специальная звукоусиливающая аппаратура – как коллективная, так и индивидуальная – помогает ребятам преодолевать физические барьеры. Воспитанников не только учат физике и литературе, но и готовят к самостоятельной жизни, помогают адаптироваться в современном мире, искать свое место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение и творчески мыслить. Ребята получают навыки проектной деятельности, командной работы, креативного мышления и использования современных цифровых технологий.

Старшеклассникам помогают выбрать достойные профессии с помощью бытовой ориентировки, экскурсий на предприятия и встреч с людьми различных профессий. Многие выпускники продолжают совершенствование трудовых навыков в Воронежском областном центре реабилитации. А сотрудничество с Центром занятости и профессиональными учебными заведениями помогает им найти хорошую работу.

«Школа – это второй дом»

С 2020 года учебное заведение присоединилось к региональному проекту «Современная школа» национального проекта «Образование». С его помощью в школе создали пространство, в котором комфортно учиться детям и работать педагогам. Теперь здесь есть целый ряд интересных мастерских: швейная, мастерская повара, мастерская рабочего по обслуживанию зданий, где юношей учат столярно-слесарному делу, резьбе по дереву, навыкам работы с сантехническим оборудованием. А еще — кабинет педагога-психолога, коворкинг-центр для отдыха воспитанников, кабинеты учителей-дефектологов, компьютерные классы, современные кабинеты химии, биологии, физики, студии дополнительного образования – экологическая, декоративно-прикладное искусство, фото- и видеостудия, студия анимации.

С 2006 года ученики 10-11 классов проходят дополнительное профессиональное обучение по специальности «Повар», по окончанию которого ребята получают свидетельства о присвоении разряда по выбранной специальности. Уроки резьбы по дереву ребята начинают посещать с пятого класса. Эти занятия, сочетающие труд мастера с искусством художника, становятся одной из основ эстетического воспитания детей, развивают мышление и вырабатывают вкус к искусству.

Вот уже более 25 лет в Павловской школе-интернате действует театральная студия «Вдохновение», которой руководит

учитель высшей квалификационной категории Евгения Погорелова

.

«Театр для неслышащих детей – это возможность внутреннего самовыражения. Он учит чувствовать, мыслить, действовать, — говорит Евгения Петровна. — Работа над постановкой спектаклей способствует развитию просодической стороны речи. У детей формируется умение говорить четко, выразительно, используя различную интонацию, темп для передачи конкретного образа. Учители-дефектологи формируют навыки выразительного пересказа, обращая внимание на артикуляцию, развитие речевого дыхания, четкость дикции, умение управлять своим голосом. Это всегда волнение, суета, ну и конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя, а также реквизитора, звукооператора, бутафора, костюмера, зависит успех спектакля».

Педагоги Павловской школы-интерната тесно работают с родителями учеников. Они знакомятся с семьями, поддерживают контакты, посещают тех, кто находится в трудной жизненной ситуации, привлекают мам и пап к активному участию в жизни детей в школе и дома и вовлекают их в учебный процесс и внеурочную деятельность.

Мама первоклассницы Сирануш Артуровна

говорит, что коллектив учителей и воспитателей во главе с директором делают всё для создания комфортных условий обучения и воспитания детей: «Любая школа — это большая семья, в которой своим чередом идёт жизнь. И я, как родитель, очень рада, что мой ребёнок попал в хорошую «семью». Атмосфера в школе доброжелательная. Работают в ней учителя и воспитатели — профессионалы своего дела. И для меня самое главное, что мой ребёнок с радостью идёт в школу».

«Все главное в судьбе человека начинается со школы. Школа — это второй дом. Вот уже который год каждое утро школа радушно открывает свои двери для наших детей. Это особый мир учеников и учителей, в котором каждый ребенок стремится найти себя. В нашей школе красивые и просторные кабинеты, светлые классы, современный спортивный зал. У нас замечательные учителя! Они не просто проводят уроки. Каждый старается заинтересовать детей своим предметом. Благодаря нашим педагогам мы постигаем самую важную науку: быть честными, добрыми, уметь общаться, по-настоящему дружить», — поделилась

мама четвероклассницы Ани Наталья Александровна.

«Они всегда друг за друга»

В

Бобровской школе-интернате

сегодня воспитываются 90 детей с различными нарушениями слуха из 17 районов области. Здесь тоже есть звукоусиливающая аппаратура для фронтальной и индивидуальной работы, а также приборы, оптически отображающие речевые процессы, сурдологопедические тренажеры для работы над произношением и так далее. В конце каждого учебного года школа проводит речевые конференции. Педагоги уверены — возможности неслышащих людей при правильном подходе и образовании очень широки.

«Дети обучаются в школе-интернате 12 лет и за это время получают образование, приравненное к 11 классам общеобразовательной школы. Помимо адаптированной основной программы, здесь проходят курс коррекционных предметов. Один из них — развитие речевого слуха и формирование произношения — преподается индивидуально каждому ребенку на протяжении всех лет обучения. Таким образом педагоги помогают ребенку развить тактильно-операционную чувствительность. Такие уроки проводятся с каждым учеником ежедневно», — рассказывает

директор школы-интерната Ирина Маликова.

Но время не стоит на месте. Чтобы отвечать всем требованиям современного образования, Бобровская школа-интернат стала участником федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование», который помог учебному заведению обновить материально-техническую базу. Теперь здесь есть современные учебные мастерские по профилям «Поварское дело», «Столярное, слесарное дело», «Рабочий по ремонту и обслуживанию зданий». Кабинеты ритмики, педагогов-психологов и учителей-дефектологов получили современное оборудование, которое делает занятия еще более интересными и эффективными. Например, в школе появился сенсорно-динамический зал, в котором проводится общеразвивающая, коррекционно-образовательная, психологическая и психотерапевтическая работа с детьми с нарушениями слуха. Обновилось и новое оборудование в компьютерных классах. Теперь ребята могут обучаться робототехнике, а в кабинетах начальной школы есть мультимедийные образовательные комплексы и цифровые лаборатории.

В рамках нацпроекта «Образование» в 2020 году проходил II Всероссийский конкурс «Доброшкола» для коррекционных учебных заведений. В номинации «Лучший развивающий класс» Бобровская школа-интерната представила презентацию кабинета дополнительного образования «Издательский дом», где ребята могут производить полиграфическую продукцию, например, буклеты, визитки и журналы, ремонтировать школьный библиотечный фонд, помогать учителям школы реставрировать книги, издавать школьные стенгазеты и делать профессиональное фото. Обучающиеся этого профиля получают предпрофессиональную подготовку по профессиям фотографа, брошюровщики и переплетчика.

Есть здесь и кабинет автодела, оборудованный учебными пособиями, тематическими стендами, макетами деталей автомобиля. Школьников учат культуре поведения на дорогах и правилам дорожного движения. В кружке можно даже получить предпофессиональную подготовку по специальности «водитель».

«Наши дети не изолированы, они не зажаты, а наоборот — открыты ко всем и ничего не боятся. У них никогда не возникнет страха, если мы везем их на какое-то мероприятие, где будут дети без нарушения слуха. Для них это не проблема, — говорит Ирина Маликова. — Однако при всех чудесах адаптации глухих и слабослышащих детей они всегда тянутся сильнее друг к другу, чем к остальным. После школы дети продолжают очень тесно общаться. Если у кого-то что-то случается, они приходят на помощь своим. Они всегда друг за друга. У них свой мир, хоть они и открыты ко всем».

Окончив школу, ребята продолжают обучение в вузах Воронежа, Липецка, Москвы, Ростова, Пензы и других городов. Например, выпускники 2007 года, поступив на обучение Московский педагогический государственный университет, вошли в состав творческого коллектива «Ангелы надежды», что помогло им в дальнейшем трудоустройстве. Подавляющее число воспитанников создали свои семьи, ведут активный образ жизни и трудятся на достойной работе.

Татьяна Сыроватская

окончила Бобровскую школу-интернат в 2010 году.

«Наша школа всегда в рейтинге интернатов занимала лидирующие места, — рассказывает Татьяна. — Школа давала нам не только знания, но необходимые жизненные навыки. Педагоги всегда твердили, что возможности людей с ограничениями безграничны! В настоящее время учатся мои дети, которым очень нравится школа. Сегодня там работают активные и увлеченные педагоги. С большим энтузиазмом они делают образовательный процесс по-настоящему интересным, познавательным и результативным. В 2020 году в школе прошли значительные изменения: обновилась инфраструктура, приобретено новое современное оборудование и мебель. Расширены возможности педагогов и детей по использованию информационных технологий, цифровые лаборатории помогут неслышащим детям наглядно воспринимать учебный материал, а занятия робототехникой будут развивать у детей абстракцию, способность составлять алгоритмы и проектировать схемы. В школе замечательно развито дополнительное образование, много различных кружков, но радует, что с этого года реализуются программы по предпрофессиональной подготовке. Даже если ребенок не выберет в дальнейшем ту или иную профессию, полученные навыки ему всегда пригодятся в жизни. Я очень горжусь нашей школой!»

Пение на языке жестов

Жизнь людей с нарушениями слуха сегодня мало отличается от всех остальных. Они учатся, путешествуют, ходят на работу, наслаждаются искусством и даже становятся музыкантами. В последнем им помогает такое необычное направление, как жестовая песня. О ее особенностях рассказала

Татьяна Андреева – сурдопереводчик с русского жестового языка.

«Русский жестовый язык – это полноценный язык со своей лингвистикой и грамматикой. В нем есть свои правила. Процесс перевода на него схож с переводом с любого иностранного языка, но тут есть свои особенности. Во-первых, очень важно выбрать песню, которая нравится исполнителю, чтобы он мог знать слова наизусть и проявить весь спектр эмоций. Во-вторых, жесты подбираются по смыслу, а не к конкретным словам, ведь слово может быть многогранным, а жест всегда конкретен. Приведу простой пример — слово «ручка». В жестовом языке нет слова, обозначающего просто ручку. Есть ручка дверная, есть та, которой мы пишем, есть рука человека. Сначала мы подбираем каждый жест отдельно, а потом уже объединяем их в нечто прекрасное. Важно, чтобы между жестами был гармоничный переход, а проигрыши не были пустыми. Нужно продумать, что делает во время паузы исполнитель – стоит, двигается или что-то говорит. Тогда песня будет смотреться органично, понятно и красиво. Вообще песня на жестовом языке – это отдельный вид творчества, который развивает пластику рук и способность передать эмоции через мимику и движения».

Особенный чемпионат

В 2017 году на базе Новоусманского многопрофильного техникума создали региональный центр развития международного движения «Абилимпикс», цель которого – проводить конкурсы профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

В 2016 году в Воронежской области впервые провели такой чемпионат по 16 компетенциям. В 2020 году количество направлений увеличилось до 18! Участники из разных возрастных категорий соревнуются в веб-дизайне, мастерстве строителя и портного, малярном деле и декоративном искусстве, ремонте и обслуживании автомобилей, социальной работе и бухучете, визаже и медицинском уходе и так далее. Победители регионального этапа едут в Москву представлять Воронежскую область на национальном конкурсе, задача которого — показать людей с инвалидностью как настоящих профессионалов своего дела, чьи ограниченные возможности не мешают им быть полноправными членами общества, работать, жить и радоваться жизни.

«Национальный чемпионат 2020 года подарил нам несравнимый ни с чем опыт. Впервые чемпионат собрал 86 субъектов РФ в дистанционном формате. Конечно, все участники волновались. Мы ждали призовые места в ряде компетенций, так как при подготовке конкурсных заданий ребята хорошо отработали. В таком чемпионате победитель каждый участник. Это и те, кто работал в региональном чемпионате, и те, кто показывал свое мастерство в национальном чемпионате. Мы гордимся каждым своим участником, наставником, техническим экспертом, экспертом площадки и волонтером», – прокомментировала

руководитель регионального центра развития движения «Абилимпикс» Воронежской области Наталья Золотарева.